Довольно часто люди интересуются о том, что такое автомобильный катализатор и для чего он вообще необходим, при чем обычно после того, как им об этом говорят в автосервисе. Поэтому в данном материале будет все о том, что такое катализатор, почему это такое дорогое удовольствие, и что можно сделать, если катализатор таки сломался. Содержание Что такое катализатор и как он работает Какие бывают разновидности катализаторов Из-за чего возникают поломки Что нужно делать, если катализатор вышел из строя Варианты замены катализатора Можно ли обойтись без катализатора Видео-материалы на тему
Что такое катализатор в автомобилеКатализатор (или каталитический нейтрализатор) – это деталь выхлопной системы, которая снижает содержание вредных веществ в выхлопных газах. Таких как, CО (окись углерода), CH (углеводороды) и NO, NO2 (оксиды азота). Все эти ядовиты и являются одним из компонентов смога. Так вот катализатор, это элемент, содержащий благородные металлы, которые вступая в реакцию с вредными веществами, «дожигают» их до экологически чистых норм. Внутри корпуса катализатора расположена либо керамическая, либо металлическая сотовая конструкция на которую нанесен тонкий слой платиноиридиевого сплава. Сотовая конструкция в катализаторе необходима, чтобы увеличить площадь контакта выхлопных газов с поверхностью на которой нанесен каталитический слой. В результате происходит химическая реакция окисления CO и CH, и на выходе получаем вполне безобидные CO2 и N2.
Классификация автомобильных катализаторовВ зависимости от назначения, различают следующие типы автомобильных катализаторов: односторонние и двусторонние; предназначенные для дизельных двигателей; разработанные специально для двигателей, работающих на бедных смесях. Двусторонние катализаторы Обеспечивают одновременное выполнение двух задач: 1. Окисление угарного газа в углекислый газ: 2CO + O2 → 2CO2 2. Окисление несгоревших углеводородов (несгоревшее и частично сгоревшее топливо) в углекислый газ и воду: CxH2x+2 + [(3x+1)/2] O2 → xCO2 + (x+1) H2O (реакция горения). Этот тип широко используется на дизельных двигателях с целью снизить эмиссию угарного газа и углеводородов. Трехсторонние катализаторы Начиная с 1981-го года трехсторонние автокатализаторы стали широко применяться в северной Америке и многих других развитых странах (как правило, вследствие ужесточения требований по контролю за выбросами вредных веществ в атмосферу). Как следует из названия, трехсторонний автокатализатор способен одновременно выполнять три задачи: Превращение окисей азота в азот и кислород: 2NOx → xO2 + N2; Окисление угарного газа в углекислый газ: 2CO + O2 → 2CO2; Окисление несгоревших углеводородов (HC) в углекислый газ и воду: CxH2x+2 + [(3x+1)/2]O2 → xCO2 + (x+1)H2O Катализаторы для дизельных двигателей Для двигателей, воспламенение в которых происходит в результате сильного сжатия (т.е. для дизельных двигателей) – обычно используется дизельный катализатор окисления. При этом, используется лишний O2 (кислород) в потоке выхлопного газа, чтобы произвести окисление СО (угарного газа) в CO2 (углекислый газ) и HC (углеводороды) в H2O (т.е. в воду) и CO2. Такого рода катализаторы часто достигают 90%-ой эффективности, практически нейтрализуя запах от сгоревшего дизельного топлива и помогая уменьшить выброс макрочастиц (т.е. сажи). Однако, они неспособны к сокращению количества оксидов азота (NOx). Автокатализаторы для двигателей, работающих на бедных смесях работают по тому же принципу, что и для дизельных. На сегодняшний день, вышеупомянутые типы получили самое широкое распространение, и применяются на автомобилях, выпускаемых по всему миру.
ПРИЧИНЫ И ПРИЗНАКИ ВЫХОДА ИЗ СТРОЯК основным причинам поломки катализатора относятся: - большой пробег автомобиля. Автолюбитель зачастую покупает подержанную машину и спустя некоторое время сталкивается с необходимостью замены каталитического нейтрализатора. Однако в этом нет ничего удивительного, потому что срок службы детали составляет в среднем не более 100-120 тысяч км. пробега; - использование топлива сомнительного качества. В некачественном бензине при его выхлопе может содержаться тетраэтилсвинец, который приводит к забиванию сот катализатора из-за чего блокируется работа всей выхлопной системы; - ужасное состояние дорог. При передвижении по неровным дорогам с ямами и выбоинами катализаторы испытывают огромную нагрузку и часто ломаются или трескаются во время ударов и тряски. Какие же существуют признаки поломки катализаторов? Во-первых, это снижение мощности и динамики разгона машины. Часто эти причины связаны с засорением у катализатора сот, из-за чего выхлопные газы не могут беспрепятственно выходить во внешнюю среду. Во-вторых, посторонние звуки доносящиеся из района выхлопной трубы. Во время разрушения керамических сот катализатора может происходить гудение или дребезжание пустого бачка.
Что делать, если автомобильный катализатор сломалсяЕго нужно менять. Чаще всего дилеры отказываются менять это по гарантии, мотивируя, что это из-за плохого качества бензина, которым Вы заправились. И предлагают поменять эту деталь. Вот тут и начинается самое интересное. Стоимость оригинального катализатора колеблется от 35 до 150 тысяч рублей. При этом полноценной гарантии на этот элемент нет. Почему же катализатор такой дорогой? Тут нужно понять, что на современных автомобилях катализатором называется вся приемная труба - достаточно сложная деталь, включающая в себя и выпускной коллектор, сложные фланцевые соединения, чаще всего гофру и сам бочок катализатора. Понятно, что такая деталь очень сложная и дорогая в изготовлении. Кроме того, в катализаторах содержаться драгоценные металлы дорогие сами по себе. Прибавьте еще специальные условия растаможки деталей с драгоценными металлами и выйдет такая «космическая» цена. И при этом дилеру не важно, что из всех этих элементов у Вас вышел из строя только катализатор. Поэтому специализированные сервисы и предлагают альтернативные решения замены катализатора. - Установка универсального катализатора. Универсальный катализатор представляет собой непосредственно саму бочку катализатора. Она вваривается в штатную деталь, вместо вышедшего из строя катализатора. Т.е. заменяется именно та часть выхлопной системы, которая вышла из строя, а не вся приемная труба. Такой вариант более правильный и значительно более бюджетный 10-16 т.р. в зависимости от размеров и требований к катализаторному блоку. - Замена катализатора на пламегаситель. Эта работа вообще убирает катализатор из системы. Вместо катализатора ставится пламегаситель (предварительный резонатор), который не очищает выхлопные газы, а только «выравнивает» выхлопной поток, убирая посторонние звуки, которые возникнут, если просто убрать катализатор.
Замена автомобильного катализатораВозможны следующие варианты замены катализатора: Замена катализатора на новый, оригинальный; Замена катализатора на универсальный; Замена катализатора на пламегаситель. Рассмотрим вышеперечисленные варианты подробнее. Замена на новый, оригинальный катализатор Данный вариант является самым дорогим и для нашей страны, по сути, не обязательным. Новый, оригинальный катализатор стоит около 30000р. + работа по замене около 2000-5000р. в зависимости от места где он установлен. Такой вариант подходит для тех, кому не жалко денег, тому, кто не хочет устанавливать на свой автомобиль детали не предусмотренные заводом изготовителем, особенно если автомобиль находится на гарантии и для тех, кто заботится об окружающей среде. Однако, на новые катализаторы никто не дает гарантии, так как они являются очень нежными и хрупкими деталями и одна заправка некачественным бензином или один удар по катализатору может вывести его из строя. Плюсы от этого варианта замены следующие: На автомобиле установлена оригинальная деталь; Низкий уровень токсичности выхлопных газов. Минусы: Высокая цена; Малая надежность; Небольшой срок службы; Отсутствие гарантии. Замена на универсальный катализатор Данный вариант является одним из самых выгодных, так как универсальный катализатор стоит около 5000 р. + работа по замене около 2000-5000р. в зависимости от места где он установлен, что на много дешевле, чем замена на оригинальный аналог. По сути это такой же катализатор, но в качестве вещества - катализатора используется более дешевый наполнитель, например, золото, который чуть менее эффективен в качестве преобразователя токсичных газов в безвредные. Данный вариант подходит для всех. Плюсы от этого варианта замены следующие: Низкая стоимость; Низкий уровень токсичности выхлопных газов; Не требуется перепрошивка "мозгов" или установка "обманки" лямбда-зонда. Минусы: Малая надежность; Небольшой срок службы; На автомобиле установлена неоригинальная деталь; Отсутствие гарантии. Замена катализатора на пламегаситель Данный вариант так же является выгодным, но имеет абсолютно иные конструктивные особенности: катализатор снимается с автомобиля, его корпус разрезается, сотовая конструкция удаляется и на базе старого корпуса собирается пламегаситель, который, по сути, является резонатором, который должен выдерживать высокие температуры. Работа по замене катализатора на пламегаситель стоит от 4500 р. в зависимости от его места установки, но на автомобилях с нормами токсичности Евро 4 и более, после установки пламегасителя вместо катализатора, лямбда-зонд начинает выдавать ошибки и, следовательно, необходима перепрошивка "мозгов" или установка "обманки" лямбда-зонда, что стоит еще 4500 р. Из-за простоты конструкции и отсутствия хрупкого наполнителя пламегаситель имеет высокую надежность и большой срок службы, благодаря чему на пламегаситель предоставляется гарантия. Данный вариант также подходит для всех. Плюсы от этого варианта замены следующие: Низкая стоимость; Высокая надежность; Большой срок службы; Гарантия; Повышается мощность двигателя Минусы: На автомобиле установлена неоригинальная деталь; Высокий уровень токсичности выхлопных газов, но укладывающийся в нормы нашей страны; На автомобилях с нормами токсичности Евро 4 и выше требуется перепрошивка "мозгов" или установка "обманки" лямбда-зонда.
Можно ли ездить без автомобильного катализатораУже неоднократно конференция возвращается к вопросу "быть или не быть" катализатору. Высказываются различные мнения, причем, как правило, диаметрально противоположные. В поддержку точки зрения приводятся разные аргументы и не всегда верные. Кроме тепла в катализаторе образуется дополнительный объём газа во-первых потому, что догорели углеводороды (также, как в цилиндре двигателя), во-вторых потому, что температура газов выросла. Это и есть то противодавление, которое дает исправный катализатор. Однако величина его не столь велика. Hемалую долю в общую величину противодавления вносят лабиринты резонатора и глушителя. Для того, чтобы снизить сопротивление потоку газов со стороны катализатора, площадь всех отверстий сот примерно в полтора раза больше, чем подводящих или отводящих труб. Теперь ещё об одном немаловажном факторе, о котором никто не упомянул. Дело в том, что далее за катализатором в выпускной системе установлен резонатор. Его назначение - пропустить беспрепятственно выхлопные газы, а ударную волну отразить как в зеркале и направить обратно в сторону двигателя. Отражённая ударная волна, достигнув закрытого выпускного клапана, отражается и от него. Если длину трубы до резонатора подобрать таким образом, что отражение от клапана происходит непосредственно перед его открытием, то скачек разрежения, следующий неотрывно за ударной волной, "отсосёт" выхлопные газы из камеры сгорания и улучшит продувку цилиндра. В этом состоит суть работы настроенного выхлопа. В случае, если двигатель работает на оборотах резонанса, в трубе установится стоячая волна с разрежением у выпускного клапана. Дело в том, что описанный процесс, называемый резонансом, возникает только на каких-нибудь одних оборотах двигателя. Конечно, наибольшее влияние будет, если двигатель одноцилиндровый. Для многоцилиндровых двигателей отрицательное влияние ветвления труб сказывается, однако конструкторы автомобилей используют резонанс на выхлопе для того, чтобы скорректировать моментную характеристику на определенных оборотах. Спортсмены часто используют это явление. Они для каждого цилиндра устанавливают отдельную трубу определенной длины. Роль отражающего элемента выполняет или срез трубы (перепад давления на срезе отражает ударную волну) или вваренная шайба в трубе на определённом расстоянии от выпускного клапана. Hа двухтактных моторах используется обратный конус. В случае внимательного отношения к резонансу на выхлопе недопустимы резкие изгибы труб, так как на изгибах рассеивается ударная волна и появляются "лишние" отражения. Теперь как это относится к нашей теме. Катализатор должен быть прозрачным для ударной волны. Именно поэтому он выполнен в виде сот с очень тонкими перемычками. Когда мы смотрим сквозь него, он "прозрачный", для ударной волны он - просто труба. Из всего выше сказанного вероятно понятно, каким образом надо удалять катализатор. а. Самое правильное решение, если мы хотим получить дополнительную мощность, следующее. Hадо снять выпускную систему от коллектора до глушителя и установить оную, предназначенную для автомобиля без катализатора. Как правило, в таком варианте выпускная система с "правильными", рассчитанными резонансными свойствами. б. Если это дорого, надо вместо катализатора установить трубу того же сечения, что и подводящие трубы. Тогда будет точно не хуже, чем было. в. Если оставить пустую банку, будет хуже по двум причинам. Первая - появился дополнительный резонатор не на нужном месте. Вторая - тонкие стенки не поддерживаются сотами и начинают резонировать и шуметь. г. Просверлить дырку в сотах, что почти эквивалентно варианту б. д. Вставить в пустую банку мочалки. С точки зрения избавиться от шума, всё правильно. С точки зрения сохранить свойства системы, категорически нет. Мочалки непроницаемы для ударной волны и даже выполняют роль их гасителя. Вторая. От старости соты оторвались от корпуса и гремят. Тут всё ясно. Далее. Выполняя эту операцию, решите для себя, что для Вас главное. Если отсутствие шума, то вставляйте мочалки. Если хотите получить добавочную мощность, готовьте деньги на другую выпускную. Кстати говоря, для многих современных автомобилей производители не предлагают выпускных систем без катализатора. Они существуют только в варианте "спорт". Теперь пару замечаний по конкретным моментам разговора. 1. Соты не спекаются. Температура плавления керамики значительно выше, чем у стали. Скорее расплавится стальной корпус, чем соты. 2. Лямбда датчик надо менять тогда, когда он неисправен, а не вместе с катализатором. 3. Полировать выпускной тракт - это Сизифов труд, такой же бессмысленный. Снижать индуктивное сопротивление, когда можно просто увеличить сечение. Да и это не нужно. Ведь глушитель мы не заменим на спортивный. Hа истину в последней инстанции не претендую. Hо в целом всё так. Замечания и поправки с благодарностью приму. Постарался доходчиво изложить суть проблемы.
Видео по теме Источники информации: https://catalizator.ru/catalizator.php https://autocatalizator.ru/index.php/contact/tipy-avtomobilnyh-katalizatorov https://www.morokinet.com/avto/remon...chiny-i-priznaki-vyhoda-iz-stroya-remont.html https://www.gsavto.ru/zamena-katalizatora https://mondeoclub.ru/remont/dvigatel/katalizator.php
В одной из статей сказано, что тетраэтилсвинец одна из составляющих, которая приводит к разрушению катализатора. Хочу возразить, или исправить эту неточность. Тетраэтилсвинец запрещен к использованию в качестве противодетанационной присадки к бензинам еще в начале 90- х годов, по экологическим причинам. Сейчас используется экологичная присадка на основе органического соединения с железом. В результате использования бензинов с этой присадкой, погибают не только катализаторы, но очень часто приходится менять свечи, из-за выпадения чистого железа на изолятор свечи. И этого не было при использовании тетраэтилсвинца.
Недавно менял катализатор на Мицубиси галант. В результате замены выяснилось, что катализаторы 1 и 2 банков рассыпались полностью, выкрошились в песок, обычной отверткой. Пришлось подолбиться с катализатором NOx, он оказался крепким. В завершении собрали выхлопную систему назад и поставили дурилки. Автомобиль поехал резвее, чем новый Клиент был дико удивлен У нас городок маленький, а СТО тьма. Цену адекватную не поставишь, потому, как много желающих выбить катализатор. Одно радует, что не все могут установить дурилово, чтобы блок управления видел, как будто бы катализатор есть. Я использую свою фишку, электронную. Наверное, будете смеяться, за работу взял 350 гривен вместе с прибомбасами В переводе на рубли – 1050. Мне не смешно, но выживать как-то надо. Донецкая область, но мы в составе украины. На перепрошивку клиент бы не согласился, это еще столько же потянет. Да, и зачем перепрошивать блок, если существует масса моментов его обдурить? А дурацкой прошивкой можно и блок управления загубить, и не только не заработаешь, а еще клиенту останешься должен
У меня сломалась машина, отправилась я в сервис и мне там, после диагностики неисправностей сообщили, что сломался катализатор. Это название услышала впервые и задалась вопросом, что такое катализатор? Как мне объяснил мастер, это деталь, которая находится в выхлопной системе. Простыми словами, катализатор борется с выпускными газами. Содержание благородных металлов в катализаторе смешиваются с газами и совершается реакция, впоследствии которой выхлоп выходит уже более чистым. Теория была очень интересной, но вот когда речь зашла о замене детали, я обалдела. Оказывается, замена катализатора обойдется мне дорого (в пределах 35 тысяч рублей). Спросила, можно ли почистить эту деталь, мастер сказал, что чистить ее бесполезно. Нужно менять. Вот сижу думаю, а можно ли совсем без него обойтись? Подскажите женщине. Спасибо!
Здравствуйте, столкнулся с такой проблемой, вышел из строя катализатор, что делать? Обратился я в салон, думал обменять по гарантии, однако мне отказали, имеют ли они на это право? Откликнитесь, кто-то же с таким сталкивался. Есть ли еще, какие способы заменить катализатор, а то заменять у них выходит весьма в солидную сумму.
Здравствуйте, хотелось бы рассказать про автомобильные катализаторы, а именно то, чем отличаются двусторонние от трехсторонних. А единственное и главное их отличие заключается только в превращение окисей азота в азот и кислород. Вот и все отличия между ними, по сути не такое уж и большое различие. Остальное очищают одинаково.
Привет, скажите, пожалуйста, что представляет из себя керамический катализатор? Ни разу не видел такой и вот недавно услышал, что есть такие. Чем они отличаются от обычных и лучше ли они? Расскажите про всех их плюсы и минусы, у кого есть такой катализатор, полностью ли он вас устраивает? Спасибо всем кто откликнется.
Здравствуйте, хотелось бы рассказать вам, что такое катализатор в автомобиле. Для тех, кто не в курсе и нуждается в просветлении, говорю. Катализатор находится в выхлопной трубе и понижает уровень выброса загрязняющих веществ в окружающую среду. Это его основная функция, так же у него есть дополнительные, но не такие важные.
Здравствуйте, интересует такой любопытный вопрос, в каких машинах керамические катализаторы? Спрашиваю я чисто из любопытства, никаких конкретных планов не имею. Интересуют ответы людей, которые имеют такой катализатор и что у них за машина. Спасибо тем, кто утешит мое любопытство и других людей, кому интересен этот вопрос.
Здравствуйте, совсем недавно сделал для себя большое открытие, узнал, что у меня есть катализатор в автомобиле, может кто-то и всегда это знал, ну извините, что не разбираюсь в авто. А узнал я про это так, появился странный звук из выхлопной трубы и мне сказали, что типа катализатор полетел. Кто знает, как его заменять?
Автокатализатор, это деталь выхлопной системы, многие возможно считают его бесполезным, но несет этот катализатор много пользы. Это польза для окружающей среды, хоть и несильно, но все-таки катализатор сдерживает плохие вещества и преобразует их перед выходом из трубы. Вещь эта дорогая, и замена ее стоит не малых денег. Берегите свои автокатализаторы.